Страны Юго-Восточной Азии намерены заметно усилить свои позиции на международном туристическом рынке
Так, например, туристические власти Филиппин объявили о том, что перед национальной индустрией гостеприимства поставлена задача — к 2010 г. привлечь в страну 5 млн гостей из-за рубежа. Среди своего ближайшего окружения ставка делается на граждан Японии, Тайваня, Республики Кореи, Китая, Сянгана, а в секторе дальнемагистральных маршрутов Филиппины намерены привлечь внимание туристов из Северной Америки, Соединенного Королевства, Австралии, Германии и Франции.
«Думаю, что главным рынком для нас станет Китай, — говорит руководитель туристической отрасли Филиппин господин Джозеф Асе Дурано. — Наши страны имеют тесные исторические и экономические связи, на островах проживает значительное число этнических китайцев-бизнесменов».
В нынешнем году Туристический департамент Филиппин намерен привлечь в страну 2,5 млн туристов. Это на 9% превышает результат 2004 г., который в свою очередь лучше показателя 2003 г. на 20%. Пока наиболее важное место в планах туристической индустрии страны играют граждане Северной Америки. Число туристов из США в прошлом году выросло на 23,3% и превысило 478 тыс. человек. В основном путешествующие были этническими филиппинцами.
Устойчивый рост продемонстрировали и другие рынки — австралийский (+27,7%), канадский (+20,4%), германский (+16,6%), британский (+19,6%). Правда, при этом, как отмечает господин Дурано, несмотря на рост гостевых прибытий, экономический эффект не столь велик, как этого можно было бы ожидать. При поездке на Филиппины туристы стали тратить меньше денег. Если в 1994 г. средние расходы каждого гостя достигали $1450, то в прошлом году они были существенно скромнее — $798. Впрочем, может быть, именно в удешевлении турпродукта кроется секрет растущей популярности этого направления.
Не менее масштабные задачи поставили перед собой туристические власти соседа по региону — Сингапура. Год назад их расчеты были весьма скромными. Учитывая последствия негативного влияния на турсектор эпидемии атипичной пневмонии, страна хотела привлечь 7,6 млн зарубежных гостей. План оказался перевыполненным с лихвой. Рост прибытий составил 36% — количество туристов на острове превысило 8,3 млн человек. Как ожидается, по итогам 2005 г. эта цифра увеличится еще на 7% до 8,9 млн человек, а в 2006 г. — на 6%. Доходы в отрасли должны составить 10,5 млрд сингапурских долларов. А к 2015 г. Сингапур намерен привлечь внимание 17 млн путешественников, которые, как ожидается, принесут местной казне 30 млрд долларов.
Для реализации этих амбициозных планов сингапурские власти только в нынешнем году рассчитывают дополнительно инвестировать 2 млрд долларов в развитие туристической инфраструктуры острова. И это не считая средств Сингапурского офиса по туризму (STB), выделенных для пропаганду национального туризма. В прошлом году эта организация открыла несколько новых офисов — в Мадрасе, Джакарте, Маниле и Медане, в 2005 г. ее филиалы должны появиться в Джохоре и Дели.
О своих достижениях в туристическом секторе и планах по увеличению турпотока заявляет и Вьетнам. Маркетинговый план на 2004 г. ставил задачу увеличения числа иностранных гостей в стране до 3 млн человек. Итоговые цифры оказались несколько ниже запланированных — 2,9 млн туристов, но это превышает результат 2003 г. на 20%. Ориентир на текущий год — 10%-ное увеличение турпотока до 3,2 млн путешественников. Для этого власти делают все возможное. Так, например, достигнуто соглашение о безвизовом посещении Вьетнама гражданами шести азиатских стран, туристы из других государств региона получают визу по прибытию в страну. В середине 2006 г. в аэропорту Хошимина должен открыться новый международный пассажирский терминал площадью в 100 тыс. кв метров. А национальный перевозчик страны — «Вьетнамские авиалинии» — в ожидании туристического бума активно приобретает новые самолеты. В 2006 г. в эксплуатацию должны поступить 10 «аэробусов» серии А321. Не исключено, что компания также закажет 4 «боинга» В787.
В заключение — о туристических планах Индонезии. По итогам 2004 г. вместо запланированных 5 млн туристических прибытий эта страна получила 5,3 млн гостей из-за рубежа, что превышает показатель 2003 г. на 19%. Задача текущего года — увеличить эту цифру еще на 13% — до 6 млн посетителей. При этом растут не только количественные, но и качественные показатели работы отрасли. Так, например, доходы в секторе туриндустрии по итогам 2004 г. увеличились на 18,9% до $4,9 млрд. Вместо $93 среднестатистический турист в Индонезии стал ежедневно тратить $95.
Изменения претерпели и органы власти — туристический департамент страны весной 2005 г. повысил свой ранг и официально называется теперь Министерством культуры и туризма. По свидетельству руководителя этой организации г-на Тхамрина Бачри, помимо изменения статуса это означает также практически двухкратное увеличение бюджета на пропаганду национального туризма за рубежом — в 2005 г. он составит $20 млн. Еще $1 млн получен из внебюджетных источников, эти средства будут направлены на ликвидацию последствий цунами. В ближайшие планы министерства входит расширение присутствия в регионе АТР — его офисы должны открыться в Гуанчжоу, Сиднее и одном из городов Японии. Кроме того, для увеличения числа зарубежных гостей Индонезия намерена пополнить список государств, граждане которых могут получить въездную визу непосредственно по прибытию в Индонезию. Сейчас таких стран 23. В обозримом будущем к ним должно добавиться еще 11, в том числе Бельгия, КНР, Египет, Индия, Кувейт, Нидерланды, Португалия, Саудовская Аравия, Испания, Швеция и Россия.
Евротоннель: свет в конце?..
После шести лет падения объемов перевозок через евротоннель его управляющая компания Eurotonnel объявила о «радикальном изменении своей коммерческой политики». Произойти это должно в самый разгар летнего туристического сезона 2005 г. Действительно, в прошлом году число проходящих через тоннель автомобилей уменьшилось на 8% до 2,1 млн. Это соответствует уровню 1996 г., когда объект заработал на полную мощность. Еще хуже дело обстоит с автобусными перевозками — их объемы по итогам 2004 г. сократились на 12% до 63 тыс. машин. Правда, при этом на 15% выросли объемы пассажирских железнодорожных перевозок через тоннель. В прошлом году они достигли отметки 7,3 млн человек. Но это уже достижение другой компании — Eurostar, которая работает независимо от Eurotonnel, выплачивая последней комиссионные вознаграждения.